Республика Крым, г.Симферополь, ул.Кржижановского, 28

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста

пр. психолог ДУУ № 45 –
Балакер И.П.

Уважаемые родители! Вы, наверное, догадываетесь, что поступление в школу полностью перестроит жизнь вашего ребенка. В первую очередь, он попадет в новые социальные условия. Изменится обычный образ его жизни, появятся новые отношения, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Наблюдения показывают, что первоклассники часто бывают растерянными, ведь не знают, как строить отношения с педагогом, оказываются под шквалом информации с непонятными для них словами. Изменение социальной среды является сложным, противоречивым моментом личностного развития. Связанные с этим внутренние личностные кризисы обусловливаются, в первую очередь, напряжением личностных взаимоотношений и неминуемыми в такой ситуации конфликтами. Ведь поиск путей признания часто приводит к ошибочным поступкам, неудачам, и вследствие этого — к повышению тревожности.
Тревожность, которая усиливается, может способствовать формированию таких стойких черт личности, как неуверенность в своих возможностях, заниженная самооценка, пассивность и т.п. Ребенок по большей части находится в состоянии беспокойства и боится сделать что-то не так. Учитывая такое негативное эмоциональное состояние остро ставится вопрос успешной адаптации ребенка к школе, а, следовательно, и ее успешности в учебе. Такая ситуация обычно сопровождается появлением неадекватных механизмов приспособления, которые называют школьной дезадаптацией.

Факторы, которые влияют на адаптацию
ребенка к условиям школьной жизни.

Одним из главных факторов, которые влияют на адаптацию ребенка к условиям школьной жизни, является правильное представление о школе. Следовательно, к моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ожидает в будущем и как происходит учеба. И еще очень важно, чтобы у ребенка было желание учиться. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о том, что дети хотят идти в школу. Но часто детей влечет лишь внешняя сторона школьной жизни. Именно атрибуты школьной жизни, желания сменить обстановку кажутся им привлекательными. Такие дети не готовы к изменению социального статуса. Даже за наличием необходимого запаса знаний, умений и навыков им будет сложно адаптироваться к новым условиям.
Обычно старшим дошкольникам сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. Почти половина детей, особенно мальчики, психологически не готовы к школе. Результаты диагностики указывают на незрелость у них регуляторных функций, произвольного поведения. А еще — на недостаточное развитие познавательных психических процессов: мышления, памяти, воображения, внимания, речи.
В школе взрослые часто предъявляют завышенные требования к поведению первоклассников, отвечать которым дети не в состоянии. Такая ситуация усиливает тревожность и снижает самооценку детей.

Как же сформировать у детей
сознательное отношение к школе?

Для профилактики тревожности, а, следовательно, и школьной дезадаптации, важно заранее готовить детей к школьному обучению, обсуждать с ними возможные осложнения, учить конструктивно решать проблемы, которые возникают.
Чтобы сформировать у дошкольников правильное отношение к школе, стоит использовать в своей работе методы, которые дали бы каждому ребенку возможность осознать нужную информацию. Важно, чтобы сведения о школьной жизни были понятны детям. Но еще важнее создать такие условия, при которых дети смогли бы «прожить» роль ученика, почувствовать и «примерить» правила школьной жизни на себе.
Поэтому, в работе с детьми мы широко используем не только беседы о школе, но и чтение, разыгрывание коррекционных сказок, психологические этюды, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций и т.д. Такая работа полезна, в первую очередь, тем, что учит ребенка понимать эмоции других людей и руководить собственными эмоциями.
Наш опыт показывает, что эффективней всего предупредить проблему школьной дезадаптации средствами сказки. Через сказку дошкольников легко ознакомить со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Разыгрывая сказки, дети учатся конструктивно взаимодействовать с другими детьми, уступать при одних обстоятельствах и не уступать при других. Приобретенные коммуникативные навыки и знания значительно облегчают в будущем адаптацию к новым условиям.
На этих занятиях использовали произведения многих авторов, в частности литературные сказки профессора, кандидата психологических наук Ольги Хухлаевой, кандидата психологических наук Марины Панфиловой.
Кроме этого, мы рекомендуем вам освоить еще одну форму работы со своими детьми – продуктивную деятельность. С помощью рисования, лепки, аппликации, коллажа вы сможете лучше подготовить руку ребенка к письму, развить творческие способности, в совместной деятельности лучше узнать своего малыша. Одной из таких форм продуктивной деятельности является коллаж. С помощью создания коллажа вы сможете глубже изучить и понять отношение вашего ребенка к различным проблемам: «Я хочу в школу. Почему?», «Что такое школа?», «Мои школьные друзья», «Каким я вижу своего первого учителя», «Мой первый звонок».
Предлагаем вам создать коллаж «Мой ребенок первоклассник. Как ему помочь?».

230