Республика Крым, г.Симферополь, ул.Кржижановского, 28

Развиваем речь детей и взрослых

Скачать:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №45 ''ИСКОРКА''МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Развиваем речь детей и взрослых»

Подготовила:

ст. воспитатель О.В. Давыдова

г. Симферополь

2016 год

Цель:повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

— уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

— совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

— способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

— Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

— Практикум «Проверьте свою грамотность».

— Рефлексия.

Ведущий:ст. воспитатель О.В. Давыдова

«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»

Часть I.

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речипедагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагогаДОУ выделяют:

Правильность– соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность– соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность– выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота– отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность– особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство– умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность– употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Часть II.

Организация: Предложить педагогам объединиться в 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.

I.Раздел “Слово”.

1.“На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.

  • Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
  • Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
  • Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
  • Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
  • Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
  • Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).

2.“Родственные (однокоренные) слова”.

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.

Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.

  • Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. .
  • Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
  • Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
  • Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

3.“Почему так называется?” (Этимология).

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

  • Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
  • Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
  • Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
  • Смородина – “смрад” — запах, листья и ягоды сильно пахнут.

4.Подскажите слово.

Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог:

  • Кошка мяукает, а воробей…
  • Соль в солонке, а масло…
  • У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
  • Медведь спит в берлоге, а волк…
  • У кошки котята, а у слонихи…
  • Корова мычит, а собака…
  • Цыпленок желтый, а курица…
  • Курица кудахчет, а утка…
  • Заяц пушистый, а слон…
  • У коровы рога, а у козленка…
  • У голубя перья, а у лисы…
  • Воробей маленький, а орел…
  • У зайчихи зайчонок, а у индейки …
  • Олень – рогатый, а волк…
  • Сокол летает, а страус…
  • У белки дупло, а у лисы...

5.Найдите похожие по звучанию слова:

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,
  • Зайцы – пальцы,
  • Яйцо – крыльцо,
  • Огурец – продавец,
  • Дворец – певец,
  • Пирог – творог,
  • Ворона – корона,
  • Топор – забор,
  • Нора – дыра.

Определение места звука в словах

(динамическая пауза).

Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) — нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова — поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова — подпрыгнуть.

Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка,футбол, лошадь, молоко.

II.раздел “Пословицы и поговорки”.

1.Исправьте ошибки в пословицах.

Задание: Найти ошибку и исправить.

  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

Задание: «Перевести» пословицу на русский язык.

·— Сын леопарда — тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.

·— Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.

·— Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.

·— Молчаливый рот — золотой рот. (Германия) Слово — серебро, а молчание — золото.

·— Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.

·— Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.

2.Составьте пословицы и поговорки из набора слов:

Командам предложить карточки с перечнем слов.

Задание: Составить пословицы.

  • Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
  • Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
  • Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
  • Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
  • Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
  • Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).

III.раздел “ В мире сказок”.

2. Современная реклама.

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

  • Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
  • Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
  • Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
  • Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).
  • Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
  • Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)..

Раздел «Проверьте свою грамотность».

1 Грамматическая правильность (бумага зеленого цвета)

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

Формирование правильного звукопроизношения и дикции.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую — быстро произнести с определённой интонацией.

Карточка № 1.

1.Гризли продавал гриву льва за гривну.

2.Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)

Карточка № 2.

1.Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.

2.Саша шустро сушит сушки. (удивлённо)

«Плохие слова – нам не друзья!»

Ведущий предлагает педагогам вспомнить и записать все плохие, ненормативные, нецензурные слова в своей речи и сложить их в котелок.

На чистом листе написать слова – заменители.

Перечитав все плохие, ненормативные, нецензурные слова в своей речи сжечь их в «костре».

Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

04:08
107