Педагогическое взаимодействие — Детский садик "ИСКОРКА"
Республика Крым, г.Симферополь, ул.Кржижановского, 28

Педагогическое взаимодействие


Консультация на тему:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Современный образовательный процесс с дошкольниками требует такого взаимодействия педагога с воспитанниками, которое обеспечивало бы детям свободу действий и содействовало бы гармоничному развитию. Поэтому педагог должен обязательно владеть навыками системной организации педагогического взаимодействия.

Общеизвестно, что от характера педагогического взаимодействия зависит эффективность образовательного процесса. Любое педагогическое взаимодействие должно быть построено в соответствии с логикой познавательного или воспитательного процесса. Начинать педагогическое взаимодействие с детьми следует с мотивации развивающей деятельности и ознакомление их с новой информацией. Следующий этап должен предусматривать формирование у детей умений и навыков и закрепление их в знакомых, а также н6овых условиях. Завершать этот процесс должна творческая деятельность детей.

Практика показывает, что использование такого алгоритма педагогического взаимодействия содействует активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей детей, а также повышает эффективность образовательного процесса.

Рассмотрим пошаговый алгоритм организации педагогического взаимодействия.

ШАГ 1: Мотивируем развивающую деятельность.

Прежде, чем приобщать детей к какой-либо деятельности, следует их заинтересовать и мобилизовать их внимание. Для этого педагогу следует использовать различные приемы, а именно:

· сюрпризный момент – письмо, посылка, приход гостя, поиск спрятанного предмета с определенными признаками и т.д.;

· внезапность появления объекта изучения или исследования;

· использование ярких признаков объектов – живописность, особенности размера, динамичность, звуки, связанные с объектом и др.

очень важно, чтобы первое знакомство с объектом будущей деятельности сопровождалось ярким впечатлениями и позитивными эмоциями. Детям нужно дать время, чтобы они удовлетворили первый интерес, и специально организовать обогащение их интересными впечатлениями, информацией, которая будет служить далее источником детской инициативы.

Цель деятельности следует поставить в понятной, захватывающей форме. При этом необходимо заручиться активным желанием детей брать участие в совместной деятельности, интригуя их конкретными качествами объекта или обращаясь к их предыдущему опыту, впечатлениям от наблюдений и т.д. цель следует формулировать, начиная со слов «Хотите…?», «Вам интересно…?», «Давайте сделаем…?», чтобы не навязывать, а увлекать деятельностью: «Давайте узнаем…, поищем…, посмотрим…, послушаем…, попутешествуем…, поиграем…» и др.

После того, как дети приняли цель, следует приобщить их к активному обсуждению плана ее реализации, предоставляя им право выбора:

· вариантов организации игры или другой познавательной деятельности;

· способов действия;

· последовательности некоторых действий, если не нарушает логику познания;

· времени и места проведения деятельности;

· действий по обеспечению развивающей среды для познавательной деятельности.

Чтобы дети имели возможность максимально самореализоваться, следует обеспечить им условия для самостоятельной деятельности. При этом большое значение имеет позиция взрослого во время руководства деятельностью детей. При необходимости следует помочь детям распределить обязанности: кто что будет делать, кто проверит готовность и т.д.

Очень важно дать рекомендации:

· по безопасности действий детей и условия их эффективности – действовать осторожно, не спеша, присмотреться, прислушаться, подумать и т.д.;

· по соблюдению доброжелательных отношений с товарищами – спокойно выслушать, уступить, обосновать свое мнение, вежливо выражать несогласие, интересоваться, не обиделся ли товарищ и т.д.;

а еще стимулировать инициативу детей:

· а знаете, что будет, если…?

· а как об этом можно узнать?

· с чем это можно сравнить?

Таким образом, во время мотивации развивающей деятельности следует создать условия, чтобы дети имели возможность:

· выражать эмоции, ставить вопросы, сосредотачиваться на объекте – смотреть, слушать, дотрагиваться, нюхать и т.д.;

· высказывать желание брать участие в процессе познания;

· выбирать способ организации действий, необходимых для осуществления процесса познания;

· распределять обязанности;

· выполнять действия;

· контролировать, оценивать и вносить коррективы в познавательную деятельность самостоятельно или с помощью взрослого.

ШАГ 2. Знакомим детей с новой информацией и социальным опытом.

Знакомя детей с новой информацией, следует связать ее с предыдущим опытом людей: как люди об этом узнали, зачем это нужно в жизни и т.д. Понять такую связь детям будет легче, если взрослый свяжет новую информацию со своим личным опытом: «Я когда-то считала…», «Мне рассказывали…», «Я не знала, пока не прочитала…» и т.д.

Изложение основных научных данных об объекте должен быть лаконичным и иметь объем, доступный для детей определенного возраста. При этом следует объяснить значение новых слов и несколько раз повторить их вместе с детьми, а еще – обязательно опираться на личный опыт и знания детей: «Кто из вас помнит…?», «Кто видел…?», «Кто знает…?» и др.

Знакомя детей с новой информацией прежде всего следует выделить в ней главное и, по необходимости, разбить на блоки и дидактические единицы, избегая перегрузки детей. Так, при знакомстве детей с животными блоками информации могут быть сведения о внешнем виде, способе передвижения, способе размножения животных ит.д. А дидактическими единицами – знания о домашних, диких животных, хищников и травоядных.

Чтобы обеспечить активное восприятие детьми информации, необходимо задействовать все органы чувств, использую наглядные способы и современные информационно - коммуникационные технологии.

Для активизации детей можно использовать:

  • · игровые действия;
  • · имитационные движения;
  • · звукоподражание;
  • · упражнения типа «Кто увидел?», «Кто услышал?», «Кто догадался?».

При этом надо давать возможность каждому ребенку взять участие в таких действиях или упражнениях, обращая их внимание на необходимость соблюдения правил безопасности и качественного выполнения познавательных сенсорных упражнений:

· осторожно коснуться кончика иголки, чтобы не поранить палец;

· погладить цыпленка нежно, чтобы ему не было больно;

· сильно надавить на кровать, на матрас, на подушку, чтобы определить, что мягче.

Если введение нового слова требует сенсорного упражнения, то его следует провести одновременно с объяснением значения слова и упражнением на его произношение. Например:

Стакан прозрачный, а чашка – непрозрачная. Я положу сахар в стакан и чашку. Чашка – непрозрачная, сахара в ней не видно. А в стакане на дне хорошо виден сахар, потому что стакан какой? (Прозрачный.) Посмотрите вокруг. Что еще бывает прозрачным? (Окно, лампочка, стеклянная ваза, очки и др.)

Для активизации мышления следует побуждать детей к сравнению и анализу, ставя соответствующие вопросы:

· на что похоже…?

· чем отличается…?

· как…?

· почему…?

· что будет, если…?

Когда дети задают вопросы взрослому, следует вначале использовать все возможности, чтобы подвести их к самостоятельному ответу через эксперимент, наводящий вопрос, намек-подсказку. Только исчерпав эти средства, педагог может удовлетворить детское любопытство. Если же дети сами дали правильный ответ, то педагог должен его повторить, четко сформулировав, и поощрить сообразительность, находчивость, наблюдательность детей.

Закончить знакомство с новой информацией следует сжатым обобщением нового содержания знаний, которые дети должны запомнить. Но этот этап нельзя считать законченным, пока педагог не убедился, что каждый ребенок адекватно воспринял новую информацию. Для этого стоит организовать повторение темы в игровой форме, например, «Кто помнит?», «Назови правильно» и т.д.

Таким образом, во время ознакомления детей с новой информацией следует создать условия, чтобы каждый ребенок имел возможность:

· активно воспринимать объект через все органы чувств;

· задать вопрос, сравнить свои рассуждения с высказываниями других детей;

· выполнить действия, необходимые ему для адекватного восприятия новой информации или элементов нового социального опыта.

ШАГ 3. Обеспечиваем репродукцию новых знаний.

Оптимальный срок усвоения новых знаний – не раньше чем через день и не позже чем через 2-3 дня после ознакомления с новой информацией.

Объем усвоения содержания знаний и социального опыта должен соответствовать уровню развития памяти детей и устанавливается на основе диагностики уровня развития памяти.

С учетом разного уровня развития познавательных процессов у детей, в частности памяти, педагогу следует организовывать усвоение детьми знаний, используя разные варианты педагогического взаимодействия, которые предусматривают различную степень самостоятельности детей группы. При этом педагог обязательно должен ориентироваться на уровень знаний, умений и навыков и уровень развития познавательных психических процессов каждого ребенка.

Так, дети могут усваивать знания:

· совместно с педагогом, адресуя высказывание не только педагогу, но и другим детям группы –

- просто повторять вместе или с педагогом;

- педагог может начинать, а ребенок продолжать (конец слова, предложения, рассказа и др.), или ребенок может начинать, а педагог заканчивать:

- педагог может спрашивать у ребенка «Что будет дальше?» или предложить: «Расскажи о…»;

· с незначительной помощью педагога, адресуя высказывание другим детям группы –

- частично по образцу, предложенному педагогом;

- по плану в виде последовательно поставленных вопросов;

- педагог и дети помогают наводящими вопросами, показывают картинки, подсказывают тому, кто отвечает;

· самостоятельно, адресуя высказывание себе и всем членам группы –

- по частям;

- полностью и сокращенно;

- своими словами, кое-что изменяя.

При этом следует создать условия для рефлексии знаний и умений каждым ребенком; дать возможность сравнить свои знания и умения со знаниями и умениями других детей.

Но не стоит требовать от ребенка слишком много, так как репродукция знаний призвана сформировать лишь опорные и элементарные знания, а более сложные ребенок должен приобретать сам. Поэтому следует не мешать ему, а приходить на помощь только тогда, когда ребенок об этом попросит. Дозировка такой помощи зависит от возможностей самого ребенка. Все, что он может, - должен делать сам.

Не нужно торопить ребенка. К некоторым заданиям он должен вернуться сам и поработать по собственному желанию. А педагог должен сделать все, что бы это желание не исчезло: поддержать интерес личной заинтересованностью, деликатно напомнить, вызвать интерес у других детей, родителей, предложить поработать рядом: «Я буду вырезать и наклевать снежинку, а ты рядом рисуй. Нам вместе будет веселее» и т.д.

Следует обязательно обсудить с каждым ребенком результаты его усилий, поддержать, похвалить за успехи. Например: «Я тоже долго не могла этому научиться, но терпеливо упражнялась – и получилось все как следует. Ты тоже терпеливо упражняешься. И со временем у тебя все получится».

Таким образом, во время репродукции новых знаний следует создать условия, чтобы каждый ребенок имел возможность:

· в своем темпе усвоить новые знания или элементы социального опыта;

· взаимодействие с педагогом в оптимальный для себя способ;

· осуществить рефлексию своих знаний и умений.

ШАГ 4. Овладеваем способом познания.

На этом этапе педагогу прежде всего следует определиться вместе с детьми, какой интересной и полезной для них деятельностью они хотели бы заниматься. Это может быть:

· художественный труд;

· игровая деятельность;

· развлечения, праздники;

· подготовка выставки для родителей, подарков для малышей и др.

Соответственно характера деятельности и ее задач нужно сформировать функциональный микроколлектив – подгруппы – и обеспечить организацию их деятельности. С этой целью следует:

· определить и учесть влечение каждого ребенка к определенному виду деятельности и взаимоотношений на основе социометрии или наблюдений сделать вывод о наглядных индивидуальных возможностях детей, с учетом этого дать каждому ребенку образцы осуществления этой деятельности и обеспечить максимальную самостоятельность во время реализации его возможностей;

· содействовать тому, чтобы деятельность каждого ребенка адресовалась не столько педагогу, сколько детям, а педагог должен выступать как организатор и участник совместной деятельности;

· организовать образовательный процесс так, чтобы обеспечить каждому ребенку оптимальный темп деятельности, своевременную помощь для успешного достижения цели.

При комплектовании подгрупп необходимо придерживаться следующих требований:

· создавать подгруппы по 2-5 детей, среди которых1-2 имеют высокий уровень знаний и умений. Чтобы не создавать давления «сильных» на «слабых» детей, нужно поощрять способность «сильных» учить «слабых» доброжелательно, терпеливо, настойчиво;

· уделять особое внимание детям, которые держаться обособленно, или игнорируются другими детьми, - их нужно объединять в подгруппы с теми детьми, к которым они тянуться, при условии, что другая сторона воспринимает это спокойно.

На начальном этапе детское сотрудничество требует посредничества взрослого, в частности при обсуждении цели, задач деятельности, этапов и способов совместного выполнения, а также во время совместной оценки деятельности.

Место деятельности следует выбирать так, чтобы детям было удобно и, чтобы педагог имел возможность видеть каждого ребенка и при необходимости каждому помочь. При этом следует обеспечить материальные условия так, чтобы каждый ребенок имел возможность выбирать собственный способ познавательной деятельности.

Организовывая самостоятельную познавательную деятельность в подгруппах, педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, в частности их исполнительные и лидерские способности. Так, на разных этапах коллективной познавательной деятельности следует постепенно усложнять ее содержание – как для исполнителей, так и для лидеров.

Вначале следует определить минимальный объем умений, которыми дети должны овладеть, и одинаковый для всех детей вид задания. Например, каждый ребенок садит свою луковичку в свою коробочку, а члены каждой подгруппы складывают коробочки в свой ящик. Ухаживают за луком в ящике по очереди все члены подгруппы. Или, играя в лото, каждый ребенок имеет свой набор маленьких карточек, а подгруппа заполняет одну большую карточку. На первоначальном этапе ребенок-лидер может быть нацелен не на участие в уходе или игре, а на контроль и помощь другим.

Наследующем этапе для лидеров предусматривают более напряженную работу. Ребенок-лидер уже не только контролирует и помогает другим, но и сам действует. Например, каждый ребенок выполняет одинаковое задание. Первый, который выполнил, показывает его педагогу. Если все правильно, ребенок получает другое задание ребенок, который вторым выполнил задание, показывает его первому, третий – второму и т. д. так, те дети, которые выполнили задание первыми, контролируют выполнение задания другими и помогают им и одновременно выполняют свои следующие задания.

На заключительном этапе деятельность усложняется, определяя для всех подгрупп несколько заданий, но не более трех. Задания следует подбирать так, чтобы создать ситуацию активного творческого использования знаний, умений, навыков – как в знакомых, так и в новых условиях. Каждая подгруппа выполняет свои задания в произвольной последовательности. Такая организация самостоятельной деятельности в подгруппе содействует возникновению разных мнений, предложений, их активному обсуждению. При этом для дошкольников огромное значение имеет и продуктивная творческая деятельность, и эмоционально-ценностная деятельность.

Общая схема организации деятельности подгруппы:

· подготовительный этап – постановка цели, разъяснение задач, определение содержания деятельности;

· этап коллективной работы – планирование деятельности подгруппы (распределение ролей, обязанностей, определение последовательности действий), реализация коллективной деятельности;

· заключительный этап - подведение итогов деятельности.

С целью повышения эффективности формирования умений детей во время организации их самостоятельной познавательной деятельности в подгруппах педагогу необходимо придерживаться ряда требований:

· обеспечить комфортный микроклимат в группе – подбирать соответствующие интонации голоса, доброжелательно относиться к детям и содействовать доброжелательным отношениям между детьми, учитывая их желание общаться, брать то или иное участие в деятельности и т.д.

· никогда не заставлять детей выполнять какие-либо действия;

· предусматривать действия и материальные условия (запасное оборудование, материалы), чтобы дать возможность ребенку, по желанию, исправить допущенные ошибки;

· доброжелательно обращаться к каждому ребенку по имени, избегать различных категоричных негативных оценок, замечаний. Стремиться, чтобы оценка и помощь больше оказывалась детьми, чем педагогом – помощь ровесника ребенку легче принять;

· быть для детей примером в том –

- как деликатно обращать внимание товарища на ошибку, предварительно отметив положительное;

- как сделать «мягкое» замечание;

- как дать совет, показать, объяснить, предложить тренировочные упражнения;

- как проявить свое одобрение результату деятельности, или подбодрить ребенка;

- предлагать более способным детям узнать, кому необходима помощь, и предложить свои услуги;

· учить детей-лидеров замечать успехи «слабых» детей, и обращать на них внимание других;

· обеспечивать смену ролей для каждого ребенка – каждый должен побывать в роли лидера подгруппы, чтобы почувствовать ответственность, получить удовольствие от выполненной обязанности или заботы о товарищах. С этой целью следует варьировать обязанности лидера. Для формирования организаторских навыков ребенка следует периодически ставить в такие условия, когда товарищам не обойтись без его помощи;

· гибко изменять задания соответственно тому, как меняются возможности детей, что бы все время действовать в «зоне ближайшего развития», для чего –

- менять способы организации детей:

· регулировать количество детей в подгруппах, дифференцировать задания соответственно индивидуальным возможностям ребенка;

· постепенно усложнять содержание взаимодействия детей – предусматривать больше ролей, самостоятельное их распределение, определение обязанностей, взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценку;

· договариваться с детьми об организации выполнения, о критериях оценки, способах контроля – сначала предложение формулирует педагог и обсуждает с детьми, а потом дети сами договариваются обо всем, и рассказывают об этом педагогу, задают вопросы, обращаются за помощью и т.д.;

- усложнять коллективную деятельность по содержанию:

· увеличивать значение игровых, трудовых и учебных заданий, которые требуют значительных умственных и волевых усилий;

· при подборе заданий разного уровня сложности ориентироваться на опережение, а также - иметь запас заданий на случай, если дети достаточно легко выполнят предыдущие задания, чтобы обеспечить достаточную нагрузку;

· не допускать переутомления детей – это причина отрицательных эмоций, следствием которых является снижение интереса к познавательной деятельности; следует снять усталость, сменив позу детей; сделать необходимые упражнения, переключиться на контрастную деятельность.

Таким образом, во время овладения способами познания следует создать условия, чтобы каждый ребенок имел возможность:

· определить при организации коллективной деятельности кто что будет делать, с кем он будет действовать вместе в подгруппе. Но при этом следует учитывать индивидуальные и коллективные пожелания детей и сохранить определенное количество в подгруппе;

· решать спорные вопросы вместе с педагогом, а потом самостоятельно – сначала по предложению воспитателя выбирать где, с кем и как он будет выполнять, а со временем по предложению детей;

· готовить место деятельности и др.;

· контролировать себя и друг друга;

· самостоятельно действовать соответственно уровню готовности ( на начальных и промежуточных этапах должен помогать педагог по мере необходимости, ориентируясь на их возможности);

· достичь успеха в формировании необходимых знаний, умений и навыков. С этой целью осуществлять последовательный выбор ролевого участия, для того, чтобы пройти свой, свойственный ему путь достижения цели.

ШАГ 5. Обобщаем знания и элементы социального опыта

На этом этапе воспитатель должен обеспечить систематизацию знаний, умений и навыков детей, обобщая содержание в пределах конкретной темы, например, «Весна», «Наши пернатые друзья», «Профессии родителей» и т.д. при этом следует использовать различные способы и разные виды деятельности.

Также следует систематизировать навыки выполнения определенного вида деятельности: изобразительной, театрализованной и т.д.

Углубляя и систематизируя знания по теме, достаточно установить взаимосвязи между компонентами. Систематизация навыков потребует от детей более напряженных усилий, воли, сознания. Поэтому работу по их систематизации можно проводить только на базе определенного уровня развития детей - в основном в среднем и дошкольном старшем возрасте.

Общеизвестно, что для крепкого усвоения знаний и элементов социального опыта необходимо определенное количество повторений. С каждым повтором знания углубляются, а умения и навыки совершенствуются. При этом количество повторений должно быть таким, чтобы на этапе обобщения дети усвоили все необходимые знания, умения и навыки, чтобы у них сформировались социально принятые формы поведения.

Этап обобщения должен завершаться контрольно-оценивающей деятельностью детей. Педагог должен учитывать, что дети начинают осмысливать результат своих действий прежде всего через продуктивную деятельность, воспринимать результат которой (рисунок, конструкция, аппликация и т.д.) ребенку легче. При этом ребенок сначала начинает воспринимать и оценивать результат деятельности других людей (взрослых, детей), и лишь потом появляется способность к самооценке, самоанализу, самоконтролю. И чем раньше ребенок осознает качество результата, тем быстрее у него возникнет потребность планировать свои действия и руководить ними на основе самоконтроля и самооценки.

Педагогу не стоит забывать, что результат деятельности является средством самовыражения ребенка. Поэтому никогда нельзя подчеркивать неуспех ребенка, а необходимо вместе с ним найти путь к успеху.

Не следует увлекаться сравнением успехов разных детей. Это может привести к завышенной или заниженной самооценке некоторых из них. Лучше сравнивать предыдущие и последующие результаты деятельности ребенка. Только действительный успех может быть основанием для положительной оценки. В тоже время положительная оценка является стимулом для успеха в деятельности. Ребенку нужно «дарить» успех, а не похвалу.

Анализ успеха или неуспеха прежде всего следует связывать с качеством определенных действий ребенка, а также с анализом его отношения к деятельности. Это поможет ребенку в аналогичной ситуации мобилизоваться на основе приобретенных навыков соответствующей деятельности.

Для обучения детей контролю, анализу и оценке следует использовать вначале контрастные объекты, а потом такие, которые требуют более тонкой дифференциации. Педагог на личном примере должен научить ребенка деликатно, доброжелательно выражать свое мнение. Это умение каждого члена детского коллектива является условием объективной оценки деятельности для сохранения комфортного микроклимата. Следует воздерживаться от категоричных суждений («Это не правильно», «Ты плохо сделал»), демонстрации собственных знаний, умений и навыков. Оценка не должна нарушать контакт с ребенком.

Негативную оценку действий ребенка никогда нельзя переносить на его личность («Сделал неаккуратно! Неряха!»). Педагог должен помнить, что отрицательная оценка деятельности ребенка, который находится в коллективе, вызывает у других детей соответственное отношение к нему, так как дошкольникам трудно отличить оценку действий ребенка от оценки его личности.

Нельзя накапливать ошибки ребенка. Это приводит к формированию отрицательных качеств, неумений, незнания. Вместе с тем губительно действует на формирование личностных качеств ребенка мелочности и придирчивость педагога.

Критерии оценки следует четко соотносить с уровнем требований к ребенку – с учетом уровня его развития, конкретных условий деятельности и т.д.

Нельзя осуждать чувства, которые возникают у ребенка, даже если они проявляются неадекватно, слишком бурно. Нужно лишь помочь овладеть ими, приучить к сдержанному общепринятому проявлению своих чувств. При этом очень важной является культура проявления чувств у родителей и педагогов.

Чтобы помочь ребенку успокоиться, нужно его выслушать (желательно наедине, коротко повторить его мысли и назвать чувства, которые охватывают ребенка. После короткой паузы дать возможность ребенку дополнить свой рассказ.

Если ребенку по каким-либо причинам сложно выразить свои мысли, педагогу следует, ласково прижав его к себе, попробовать в доброжелательной форме озвучить свои размышления по поводу того, что ребенок хотел, что сделал, что из этого получилось и почему. Осуждение следует выражать сдержанно и дифференцировать с точки зрения на степень эмоциональности ребенка.

Таким образом, во время обобщения знаний, элементов социального опыта и контрольно-оценочной деятельности следует создать условия, что бы все дети имели возможность:

· брать участие в осуществлении итогового контроля, самостоятельно сравнивать результат с контрольным вариантом – его можно демонстрировать на доске, вложить в конверт и т.д.;

· выражать свои мысли, задавать вопросы;

· участвовать в выполнении заданий, в ответах на вопросы (индивидуально и подгруппами), а затем выполнять деятельность, необходимую для коррекции;

· действовать под контролем педагога. Если контролерами выступают отдельные дети, то их деятельность также нужно проверять;

· корректировать результат своей деятельности, определять, что и как исправить, и исправлять ошибки.

ШАГ 6. Организуем творческую деятельность детей.

Основой содержания творческой деятельности являются все виды детской деятельности – конструирование, труд, игра, изобразительная, музыкальная, театрализованная, спортивная деятельность и т.д. Их следует гибко объединять, избегая однообразия.

При выборе содержания творческой деятельности следует отдавать предпочтение инициативе детей, если это отвечает реальным возможностям общей деятельности.

Вначале следует:

· выслушать мнение каждого ребенка;

· поделиться своими мыслями, сделав ударение на важности самостоятельных мнений детей;

· организовать коллективное обсуждение, обеспечив право каждого ребенка высказаться.

Вариант творческой деятельности может быть принят большинством голосов. Если мнения разошлись, следует установить очередность реализации замыслов, или выбрать один вариант достаточно убедительным способом, скажем при помощи считалки.

Обязательно следует обеспечить активное участие всех детей в обсуждении плана творческой деятельности, даже если ребенок способен лишь на подтверждение чьей-то мысли, он должен получить возможность высказаться.

Для определения «старшего» в подгруппе важно учесть желания самих детей. При этом следует помочь «старшему» выполнить свою роль достойно. Необходимо приучать детей уважать желания и мысли других людей, не давить на товарищей, проявлять желание помочь, четко выражать свое отношение к поступкам других и реализовывать свое стремление делать добрые дела.

После выбора варианта творческой деятельности нужно предложить детям обсудить, что, где, когда и как сделать, кто будет брать участие. Далее следует предложить распределить роли – кто и что именно будет делать.

Для распределения ролевого участия детей в подгруппе нужно учитывать их желания. В случае возникновения разногласий нужно следует использовать способы объективного выбора, например, с помощью считалки, или договариваться об очередности в выполнении тех или других функций. В состав каждой подгруппы желательно включить хотя бы одного лидера, обеспечив ему помощь со стороны педагога.

Каждой подгруппе следует сообщить четкие критерии оценки результатов ее деятельности, чтобы дети могли сами прогнозировать свои действия, осуществлять контроль, самоконтроль, оценку и самооценку.

При организации творческой деятельности детей очень важно широко обеспечить возможность взаимодействия с семьями воспитанников и с другими детским коллективами – малышами или школьниками. Для этого необходимо заблаговременно обсудить этот вопрос с коллегами, учителями начальной школы, родителями. Особенное внимание нужно обратить на варианты взаимодействия.

При организации совместной творческой деятельности следует предвидеть активное общение детей между собой: диалог, общая игра, соревнования, пожелания, составление и отгадывание загадок и т.д. для малышей можно изготовит значок, цветок, игрушку-самоделку, подготовить драматизацию сказки. Старших детей можно пригласить к общей игре, танцам, песням, художественному труду и т.д.

Если в ходе творческой деятельности возник конфликт, его следует быстро разрешить, а выяснять обстоятельства и обсуждать их следует позже, чтобы не нарушать динамику творческой деятельности. Важно терпеливо относиться к проявлениям эмоциональной реакции детей и без общей необходимости не делать дисциплинарных замечаний.

Во время творческой деятельности не следует допускать длительных пауз, ожиданий, перегрузок и чрезмерного возбуждения детей, регулируя длительность воздействия различных элементов, которые определяют эмоциональное состояние детей. Важно гибко изменять сценарий творческой деятельности, ориентируясь на реакцию детей и их желания, например, «Вы устали после игры. Хотите послушать музыку или отгадывать загадки?»

Хорошо научить детей сохранять «тайну» своей части содержания, чтобы поддержать интерес и заинтриговать других детей. Так дети управляются в выдержке. В ходе проведения творческой деятельности не следует акцентировать внимание на неудачах и ошибках детей, а нужно их деликатно загладить.

На каждом этапе творческой деятельности, если дети взволнованы и хотят высказаться, их следует выслушать. Лишь в исключительных случаях, например во время праздника, можно мягко и вежливо попросить ребенка рассказать все потом, объяснив, почему так надо. А потом – не забыть выслушать.

Очень важно дать детям возможность в интересной форме презентовать результаты коллективной творческой деятельности, почувствовать их значимость. Это может быть демонстрация спектакля для малышей, участие в общем празднике, оформление выставки творческих работ для родителей. И т.д.

В процессе обсуждения итогов нужно создать ситуацию, которая вызывала бы детей к проявлению инициативы по поводу следующей коллективной творческой деятельности, поддержать такую инициативу и договориться о совместных действиях в дальнейшем.

Таким образом, во время организации творческой деятельности детей следует создать условия, чтобы каждый ребенок имел возможность:

· взять участие в поиске и определении цели творческой деятельности, выдвинуть свои предложения, задать вопросы;

· выбрать определенный вариант творческой деятельности и взять участие в обсуждении плана – что делать, как делать, кто будет делать, что для этого нужно;

· выдвигать предложения обсуждать отдельные творческие задания (загадки, считалки, задачи, юмористические стихи, песни, танцы, диалоги, рисунки и т.д.), подбирать материалы для их реализации;

· создать пусть необычное, но новое для него качество деятельности, общения.

Придерживание представленного алгоритма педагогического взаимодействия даст возможность педагогам достичь высокого качества образовательного процесса и обеспечить воспитанникам интересное и полноценное проживание каждого дня.

04:31
85